четверг, 25 декабря 2008 г.

Рудники



"Чтобы восстановить творческое начало, необходимо сначала его отыскать. Я предлагаю сделать это с помощью на первый взгляд совершенно бесполезного занятия, которое называю утренними страницами. Вы будете обращаться к этому занятию каждый день на протяжении всего курса и, надеюсь, еще долго после его окончания. Я и сама так поступаю уже десять лет. Некоторые мои ученики, чей опыт не намного меньше моего, скорее перестали бы дышать, чем вести утренние страницы.

Утренние страницы просто не могут оказаться неправильными или плохими. Это ежедневное бумагомарание спозаранку не должно иметь ничего общего с искусством. И даже с написанием грамотного текста. Я подчеркиваю это для непишущих людей, использующих мою книгу. Такая "писанина" просто средство, инструмент. Ничего большего от вас не требуется – лишь водите рукой по бумаге и записывайте все, что приходит в голову. И не бойтесь выдать что-нибудь чересчур глупое, жалкое, бессмысленное или чудное – все пойдет в дело.

Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдет, о чем никто никогда не узнает – кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере первые два месяца. Просто настрочите три страницы и положите листки в конверт. Или переверните страницу в блокноте и не заглядывайте на предыдущие. Просто напишите три страницы... И еще три на следующее утро".

Джулия Кэмерон

http://www.theartistsway.com/



Три ключа к творчеству

Можно сказать, что творческое блюдо готовится из трех продуктов. Первый — это новизна. В творческом действии обязательно заключено создание чего-то особенного. По­чувствовать и изобрести новое, будь то написание романа, игра словами или выдумывание необычного цветка, — не­обходимое условие творчества. Вы сосредоточиваетесь на поисках неизведанного, а не следуете изъезженными вдоль и поперек путями. Именно поэтому творческие идеи и гениальные произведения представляют новизну прежде всего для своих создателей.

Но ведь творчество — это несоизмеримо большее, чем просто выдумывание нового цветка, не так ли? Совершенно верно. Вторая составляющая творчества — это ценность того, что получается в результате. Вы можете дни напролет выдумывать новые цветы — абсолютно новые, — но если это нельзя как-то применить на практике, ваша деятельность бесцельна. Лишь того мы назовем творцом, кто обле­кает новое представление о цветке в реальные формы — картину, скульптуру, стихи, компьютерную графику, книгу или архитектурный шедевр. Именно результат творческой работы привлекает к ней внимание людей.

Для того чтобы творчество было целенаправленным, мы используем свои специальные навыки. Специальные навы­ки — это способность выполнять некую работу: писать книги, готовить еду, строить дом или проектировать ком­пьютерные схемы. Вы не достигнете той творческой плодо­витости, которой обладает художник, пока не узнаете, какие бывают кисти и как следует размешивать краски. Чтобы стать настоящим творцом (то есть создать произве­дение, имеющее ценность), вам необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Это не значит, что нельзя рисовать просто ради удовольствия, но настоящий художник обязательно должен владеть основными навыка­ми мастерства.

Третий компонент творчества — это страстное желание, которое психологи называют внутренней мотивацией. Это стремление делать что-то не за плату или компенсацию, а из чистого удовольствия. Внутренней мотивации противо­положна по смыслу мотивация внешняя — когда люди делают нечто не потому, что так хотят, а потому, что обязаны это делать. При этом вперед их гонит надежда на вознаграждение или страх перед наказанием.

Страстное желание — во всех своих проявлениях — необ­ходимая составляющая творчества. Без него художник не увидит образ будущей картины, предприниматель не пойдет на риск, а археолог не отправится в опасный путь. Стрем­ление пробуждает в человеке жажду знаний. Без желания непрерывно что-то выяснять, исследовать, чем-то жертво­вать, творческий дух никогда не сумел бы подняться до новых высот. Мы соприкасаемся с творчеством лишь в том случае, если всей душой отдаемся любимому делу.
Томас Вуджек

http://www.superidea.ru/




Уникальность каждого из нас приносит немало выгод. Например, в любой коллективной работе или ситуации, когда стоит вопрос о решении той или иной проблемы, чем более разнообразны предлагаемые идеи, тем лучше. Каждый отдельный участник становится, таким образом, чрезвычайно важной частью процесса, а не просто «винтиком».
В более широком социальном контексте так называемое «маргинальное», «ненормальное» или «эксцентрическое» поведение в свете того, что мы для себя уяснили, может теперь восприниматься как «вполне объяснимое отклонение от нормы, вносящее положительный вклад в творческий потенциал общества». Под таким углом зрения многие социальные проблемы могут на деле являться собственно решениями.
Результаты рассмотренных выше упражнений также указывают на опасности, к которым ведет восприятие людей как составных частей коллектива, нежели как индивидуумов. Признание уникальности каждого из нас способно помочь в разрешении многих недоразумений и конфликтов, возникающих между людьми, как в межличностном, так и более общем социальном контексте.
Упражнения на ассоциации позволяют обнаружить неограниченные силы, таящиеся в мозгу как «талантливых» людей, так и тех, кого называют «середняками». Подобные упражнения способны освободить миллиарды людей от предубеждения о собственной ментальной ограниченности, которое они сами в себе воспитали. Простым выполнением упражнения со словом «счастье» любой способен испытать настоящий прорыв в восприятии собственного ментального потенциала.

Тони и Барри Бьюзен
http://www.buzanworld.com/



Я думаю, что сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования. Вот как я обозначил бы другие пути:

1) Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает.

2) Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не видает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

3) Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует то, что я бы назвал -метафорической железой-, понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления и т.п.

4) Сказка несет свободу.

Дмитрий Соколов

http://skazkoterra.newmail.ru/


La Loba

Полужирный

Есть старая женщина, обитающая в тайном месте, которое каждая из нас знает в своей душе, но мало кто видел воочию. Как и старухи из сказок Восточной Европы, она дожидается, когда к ней придет сбившийся с пути скиталец или искатель.

Она осторожна, часто волосата, всегда толста и, как правило, старается уклониться от общения. Она каркает и кудахчет – обычно издает звуки, больше похожие на звериные, чем на человеческие.

Я могла бы сказать, что она живет среди выветренных гранитных склонов индейской территории Тараумара. Или что она похоронена у колодца на окраине Феникса. Возможно, вы увидите, как она направляется в дряхлом драндулете с простреленным задним стеклом на юг, по направлению к Монте-Альбан . А может, кто-то заметит, как она стоит у шоссе близ Эль-Пасо или едет в кабине грузовика в Морелию, что в Мексике, или в Оахаке идет на рынок, таща на спине странную на вид вязанку хвороста. Она называет себя многими именами: La Huesera, Костяная Женщина; La Trapera, Собирательница; La Loba, Волчица.

Единственная работа La Loba – собирать кости. Она собирает и хранит главным образом то, чему угрожает опасность стать потерянным для мира. Ее пещера набита костями всевозможных пустынных тварей: оленей, гремучих змей, ворон. Но специализируется она на волках.

Она лазает, ползает, шныряет по montagnas, горам, и arroyos, сухим руслам рек, в поисках волчьих костей, а когда соберет весь скелет, когда последняя косточка встанет на место и перед ней ляжет прекрасная белая скульптура зверя, она садится у огня и думает о том, какую песню спеть.

А когда решит, встает над зверем, вздымает над ним руки и заводит песню. И тогда волчьи ребра и кости лап начинают обрастать плотью, и зверь покрывается шерстью. La Loba продолжает песню, и зверь все больше походит на живого; его хвост загибается вверх, сильный и мохнатый.

La Loba поет дальше, и волк начинает дышать.

A La Loba все поет, так, что гладь пустыни сотрясается, она поет – и волк открывает глаза, вскакивает и убегает вниз по каньону.

Он бежит себе где-то, и вот то ли стремительный бег, то ли плеск реки, которую он пересекает, то ли луч солнца или луны, упавший прямо на него, внезапно превращает волка в смеющуюся женщину, которая свободно бежит к горизонту.

Так что помните: если вы оказались в пустыне, когда солнце клонится к закату, сбились с пути и, конечно, устали, то вам повезло, потому что вы можете понравиться La Loba, и тогда она покажет вам кое-что, имеющее отношение к душе.

Все мы начинаемся с кучки костей, затерянных где-то в пустыне, с занесенного песком, развалившегося на части скелета. И наша задача – собрать эти части. Это кропотливый труд, которым лучше заниматься при хорошем освещении, поскольку он требует большого внимания. La Loba показывает, что именно нам нужно искать – неразрушимую жизненную силу, кости.

Кларисса Пинкола Эстес

http://www.jungland.ru/



1 комментарий:

  1. Вы совершенно удивительная женщина с талантливой, чуткой и щедрой душой. Наслаждаюсь, читая Вас...

    ОтветитьУдалить