среда, 11 февраля 2009 г.

Новый персонаж

В процессе выполнения домашнего задания у меня произошла корректировка. И я выбрала другого близкого мне автора. Это современный канадский писатель Гай Гэвриел Кей, работающий в жанре так называемого "псевдоисторического фентези" или "альтернативной истории".
Вообще-то я не фанатичная поклонница фентези. По-настоящему я люблю одного-двух авторов - Урсулу Ле Гуин и Роджера Желязны. Но, случайно обнаружив в сети книгу Кея "Тигана", я решила заглянуть туда - и не смогла оторваться, пока не дочитала до конца. Тем самым я исполнила мечту автора, который сказал в интервью, что он - садист, мечтающий, чтобы читатель сидел над его книгами до трех часов ночи, даже если ему нужно вставать в восемь утра.
Давно уже я не испытывала такого потрясения - его можно сравнить разве что с тем,когда я в первый раз почитала "Мастера и Маргариту".

Итак, Гай Гевриэл Кей. Он родился в Канаде в 1954 году. По его собственным словам, о все время писал что-то в записных книжках - если в это время не играл в хоккей. В то время ему больше хотелось стать хоккеистом, чем писателем, и до сих пор он мечтает написать фентези с хоккеистом в роли главного героя.
Окончив школу, однако, он пошел не в большой спорт, а в юриспруденцию. Закончив юридический факультет, Кей стал успешным адвокатом, и периодически ему приходилось вести одновременно не один десяток дел. Это умение оперировать большим количеством разнородной информации и систематизировать ее впоследствии помогло ему писать романы с большим количеством героев и сюжетных линий, причудливо переплетая их в единый узор.
Одним из друзей будущего писателя был Кристофер Толкиен - сын знаменитого создателя "Властелина колец". После смерти отца он решил завершить работу над неоконченной книгой "Сильмариллион", и пригласить Кея в помощники. Вместе они закончили рукопись и подготовили ее к изданию.

Работа так захватила Кея, что он решил попробовать себя в этом жанре, создав свой собственный фентезийный мир. В 1984 году вышел его роман "Блуждающий огонь", ставший первой частью трилогии "Гобелены Фьонавара".
Фьонавар - это волшебный мир, подобный толкиеновскому Средиземью и льюисовской Нарнии. Созданный по мотивам кельтских легенд и скандинавских саг, он удивительно богат, красив и многогранен. Разумеет, в нем сражаются добро и зло, жизнь и сметь, герои и злодеи - Кей пока еще придерживается рамок традиционного фентези. По качеству, однако, оно неизмеримо выше среднего уровня - собственно, именно наличие огромного количества халтуры, вышедшей из-под пера подражателе Толкиена, побудило Кея взяться за перо, чтобы написать НАСТОЯЩУЮ книгу.
Роман сразу же был номинирован на премию журнала "Локус" как лучший роман-фентези.
Через два года вышли остальные части трилогии -"Блуждающий огонь" и "Самая темная дорога". «Блуждающий огонь» получил премию «Casper» как лучший англоязычный фантастический роман, опубликованный в Канаде, а весь цикл долго и устойчиво находился среди самых популярных циклов фэнтези.

Тем не менее, по моему мнению, это было лишь ученичеством. Своим подлинным голосом автор заявил в следующей книге - "Тигана".

Здесь он впервые использует прием "альтернативной истории". Он описывается уже не откровенно сказочный мир, обращаясь не к легендам, а к истории и культуре. Действие "Тиганы",как и последующих романов, происходит в легко узнаваемую эпоху в столь же легко узнаваемой стране.Все очень похоже на историю, но чуть-чуть смещено. Страна называется иначе, и действие происходит не в нашем мире, а в другом - очень похожем на наш, но носящем отличительный признак (можно назвать его персональным брендом автора): в этом мире две луны - белая и голубая. Они символизируют разум и чувств, рациональное и иррациональное, порядок и хаос.
Эти две луны светят во всех следующих романах Кея - "Песнь для Арбонны", "Львы Аль-Рассана", "Сарантийская мозаика" и "Последний луч Солнца". Разбросанные по странам и эпохам, они объединены общим небом и верой в то, что где-то есть Фьонавар - мир, изначально созданный богами и поэтому самый близкий к ним среди множества бесконечных миров, разбросанных во Вселенной.
Передать в кратком описании неповторимую атмосферу и уникальность миров Кея так же нереально, как пересказать на одной странице "Мастера и Маргариту". Невероятный накал трагизма и и постановка "Вечных вопросов бытия", множество сюжетных линий, разбросанных вначале по периферии, и постепенно сходящихся к центру,глубина и многоплановость практически всех, даже второстепенных героев, смещение восприятия - мы постоянно видим ситуацию с точки зрения разных персонажей - богатство и юмор диалогов, и мучительная точность и выразительность деталей, мощнейший эмоциональный заряд в сочетании с высокой мудростью, вечные архетипические сюжеты в обрамлении конкретной исторической эпохи - от краткий перечень особенностей, присущих автору. Альтернативная история для него не самоцель а средство - она позволяет спросить: "А если бы события развивались иначе?" и позволяет автору свободно создавать мир с иным прошлым. Он словно спрашивает: "А если бы в войне между католиками и альбигойцами победили последние, и высокая культура Прованса и Лангедока осталась в целости? А что, если бы Омар Хайям был не только поэтом и ученым, но еще и великим воином и полководцем? А если бы он встретился с другим великим воином - Родриго, которого называли Сид Компеадор? А если бы византийский император Юстиниан был убит заговорщиками, а на смену ему пришел император-иконоборец, приказавший уничтожить все произведения искусства?"
Перед тем, как начать писать, Кей тщательнейшим образом изучал описываемую эпоху. Иногда он даже некоторое время жил в той или иной стране. Так, "Тигану" он писал в Италии, и в сказочном полуострове Ладонь мы легко узнаем Италию - она похожа на сапог, как мир "Тиганы" - на раскрытую ладонь.
Сердце и душа каждого романа Кея - творчество. Именно оно служит путеводной звездой, озаряющей путь героев среди мрака, жестокости и безумия окружающего мира. "гобелены" сотканы великим ткачом, и от его искусства зависит узор всего мироздания. Герои "Тиганы" - опальные изгнанники, лишенные родины, дома, имени и прошлого - бродят в обличье труппы музыкантов. Музыка пронизывает весь роман, превращая его в симфонию или концерт для флейты с оркестром. "песнь для Арбонны" наполнен песнями трубадуров - с них он начинается, ими же и завершается. "Львы Аль-Рассана" -подлинный гимн как поэзии, так и искусству врачевания. "Сарантийская мозаика" - история великого мастера-мозаичника, который, как сказал Кей, очень похож на него самого. А в "Последнем луче солнца" звучат песни кельтских бардов. Искусство - не просто красивый атрибут, оно - подлинное волшебство, оживляющее камни, создающее гармонию из хаоса и обращающее временное в вечное.

Мироощущение Кея мне бесконечно близко. Он прекрасно видит жестокость,безумие, фанатизм, корыстолюбие и цинизм - но знает, что это не последняя реальность. Есть более глубокий уровень, и всегда остаются те, в чьих душахъ ео невозможно истребить. Каким-то фантастическим чутьем они находят друг друга, преодолевая сословные, национальные и религиозные предрассудки и создавая невидимое братство, лишенное формальных признаков и объединенное лишь тем, что можно назвать "высоким качеством души".
Очень близок мне также "эффект бабочки" - малейшее событие может изменить ход истории, и все связано со всем - не только в нашем мире но и в иных мирах.
И, разумеется, мне близки ценности автора - космополитизм, неприятие предрассудков и уважение к личности, соединение глубочайших знаний различных культур и традиций с
широтой сознания, обращенного в грядущее, в котором люди постигнут бесконечность и многообразие мироздания и смогут направить свои взгляды от окраины к центру - в вечный божественный мир Фьонавара, где оборванные и спутанные нити людских судеб возродятся в прекрасном и совершенном узоре гобелена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий